В тот день поможет горю моему
Сознание, что я тебя не стою,
И руку я в присяге подниму,
Все оправдав своей неправотою. (с.)
Важнее слов интонации, с которыми эти слова произносятся. Маленький ребёнок целиком и полностью зависит от родителей, от их одобрения или осуждения, он ловит каждое слово жадно, внимательно, всякий раз надеясь получить отклик на свое действие. Только по словам родителей он может узнать этот мир, ощутить, где правда, а где ложь, где черное, а где белое, что хорошо, а что плохо. Из слов тех, кто дал ему жизнь, кто все будет первым и главным. Из желания быть понятым, признанным, услышанным рождается половина детских шалостей, решений и действий. Каждым своим поступком ребёнок как будто бы кричит: "Посмотрите на меня, посмотрите, я как вы, я могу, я решаю, чувствую, живу! Поймите меня, примите меня!". С годами это желание ослабевает, граница между матерью и ребёнком увеличивается, становясь в один прекрасный момент пропастью.
- Да, мама, - Эльза слушает не слова, она слушает интонации, закусывая губы и послушно стараясь перестать плакать, но от этого слезы лишь сильнее начинают течь по щекам. Она старается, со страхом глядя на Герду, чувствуя волну холода, душевного холода, которая идет от неё, становится меньше, интуитивно сжимаясь в комочек. В словах "ты не монстр" читается другое, совершенно противоположное. Сердечко девочки больно ноет, замирает перепуганной птахой со сломанными крыльями - где-то здесь заканчивается детство, где-то здесь навсегда останется радость, потому что впереди ничего хорошего уже не ждёт, только королевская воля и приказ не говорить, молчать, таиться. Принцесса покорно кивает - она не будет об этом здесь говорить, она больше не пискнет. На лице живут только глаза - большие, мутные от слез, перепуганные настолько, что самым страшным палачом для себя уже стала она сама, горячо желая жизнь отдать за любимую сестру. Но она не монстр.
Знакомые коридоры кажутся бесконечными и пугающе одинаковыми, портреты со стен смотрят укоряюще, словно бы всё уже давно знают, словно бы и до этого знали, а потому заранее осуждали и не одобряли любую мысль старшей дочери королевской четы. Эльзе хочется исчезнуть, пропасть совсем, скрыться от этих взглядов. Руки дрожат, но она упорно сжимает ладошку в ладошке, прижимая их к груди. Она все ещё всхлипывает, хотя и старается душить рыдания, когда мать останавливается, резко опускаясь на колени и встряхивая её. Девочке страшно, она дрожит, но не смеет и пошевелиться. А слова падают на нее тяжелые, упрекающие, обвиняющие. Голова опускается всё ниже и ниже, не в силах удержаться под таким грузом вины.
Она. Во всем. Виновата.
Эльза сильнее закусывает губу, чтобы не расплакаться. И слезы внезапно отступают, оставляя странную пустоту внутри вместе со словом "Уходи". Какое-то волшебное слово, убивающее всякую надежду. Лучше бы она умерла, лучше бы её вовсе не было, она подвела всех, она почти убийца. Много ли надо ребёнку, чтобы начать ненавидеть себя, когда слово "почти" так легко может выскользнуть из фразы, ведь где "почти", там уже и свершившийся факт. Один шаг до бездны.
И она убийца.
Это слово навсегда останется в ней, закостенеет, заполнит всю детскую душу, желавшую счастья и веселья, желавшую порадовать младшую сестренку, такую несносную, но такую чудесную. Кажется, будто бы она заглянула в ту бездну, а теперь в ужасе отшатывается, желая закрыть глаза покрепче, зажмуриться, встряхнуть головой, чтобы выкинуть видение. Вместо этого слетает жалкое и обреченное:
- Да, мама, - Совсем не такое, каким было раньше. Слезы сами высыхают, хоть соль ещё и жжет кожу, но рыдания больше не сотрясают девочку. Эльза смотрит на мать, слушает жестокие слова, но она в них верит. Она не находит в них тепла, которое бы сейчас ей нужно было, она находит лишь горечь. Принцесса отстраняется, испуганно глядя на Герду, пряча от той руки, как убийца прячет орудие преступления, ей хочется кричать, но крик застревает в горле. - Простите, мама, это моя вина, - Пропасть и отчуждение появляются не в тот момент, когда перерезают пуповину, связывающую мать и дитя, а потом, когда становится слишком холодно. - Я хотела слепить снеговика для Анны. Я была безответственна и должна была отказать ей.
Невозможно отказать тому, кого ты любишь, но, видимо, нужно. Нужно жить не так, как хочешь, а так как правильно. Эльза глубоко вздыхает, её все равно колотит дрожь - ребёнку нелегко смириться, что она убийца. Действительно, уже больше ничего не будет хорошо. Принцесса делает несколько шагов в сторону покоев, которые будут её новой детской. Или тюрьмой. Убийцы живут в тюрьме.
[AVA]http://s0.uploads.ru/t/N5FSd.jpg[/AVA]